История версий Renault Espace

История версий Renault Espace

Сегодня MPV не пользуются большой популярностью и почти полностью вытеснены с рынка внедорожниками и кроссоверами. В этом году даже самый стойкий из них пал. Renault решила закончить производство культовой модели Espace, считающейся первым в мире минивэном, спустя 38 лет. По этому поводу давайте вспомним историю всех версий Renault Espace, что мы видели за эти годы.

Как вообще французам пришло в голову создать минивэн? Технически, он появился просто потому что должен был. Видите ли, в 1984 году у стандартной многодетной семьи было несколько вариантов семейных путешествий на машине:

  • Оставить одного ребенка дома в стиле Кевина Маккалистера.
  • Привязать его к крыше, что было бы еще менее этично.
  • Купить микроавтобус, что было громоздко и дорого, как в плане покупки, так и в эксплуатации.

Renault просто посмотрела на все это и предложила более удобную и простую конфигурацию в виде семиместного Espace. Он был меньше и эстетичнее микроавтобуса и, казалось бы, должен был завоевать оглушительный успех сразу после выхода. Но этого не случилось.

Не забывайте, что это был первый в мире минивэн. Никто тогда еще не знал аббревиатуры MPV, и семейные люди просто не понимали, что за машина перед ними, и почему она им нужна. Чтобы вы понимали масштабы проблемы: за первый месяц после выхода Espace было продано всего ДЕВЯТЬ экземпляров.

Но потом все наладилось. Продажи модели давно перевалили за миллион, и последнее, пятое поколение тоже стало довольно успешным, хоть его внешний вид больше напоминает современные кроссоверы, чем минивэны.

Поколение I (1984-1991)

Espace был не первым автомобилем, предлагавшим возможность перевозки большого количества пассажиров. На тот момент уже существовали Volkswagen Kombi, Fiat 600 Multipla и Stout Scarab. Но ни один из них не был настоящим минивэном.

Espace был разработан даже не французами, а Chrysler, конкретно британцем Фергусом Поллоком. Концепцию придумали еще в семидесятых, и она так и вертелась на внутренней кухне Chrysler/Simca, пока они не нашли того, кто ее построит – Matra.

Renault Espace Mk1
Renault Espace Mk1

До того, как эта французская компания начала создавать кардинально новое транспортное средство, его планировалось продавать под брендом Talbot. Но затем Matra, получив работу, обратилась к другим французам, из Renault, и Espace в итоге вышел под их маркой. Примечательно то, что изначально модель предлагали PSA Peugeot Citroen, но концерн отказался, посчитав ее слишком радикальной, рискованной и дорогой.

Таким образом, в 1984 вышел автомобиль под названием Renault Espace. Он был основан на той же технологии, что использовалась в трехместной Matra Murena, но представлял собой стекловолоконную коробку на шасси из оцинкованной стали с ранее невиданным интерьером.

Гибкость сидений позволяла не просто складывать их, но даже переставлять и вращать в разные стороны. Два задних ряда состояли из пяти полностью съемных отдельных кресел, поэтому вы могли превратить свой Espace во все что угодно. Автобус для перевозки детей? Легко. Мобильный офис? Пожалуйста. Крытая зона для пикника? Да, конечно. Студия для пилатеса? Ну, попробуйте.

Поколение II (1991-1996)

Несмотря на то, что поначалу Espace испытывал трудности с продажами, в конце концов аудитория поняла, в чем заключается его прелесть, и приняла его. После не очень успешных восьмидесятых наступили весьма продуктивные девяностые, когда Espace стал одним из ключевых игроков на рынке семейных авто в Европе.

Поэтому второе поколение мало чем отличалось от первого. Он использовал ту же основу, но интерьер был переработан с добавлением новой приборной панели и передних сидений, которые могли раскладываться в кровать. Также в салоне появились дополнительные ниши для мусора, чтобы дети не сорили на пол в поездке.

Renault Espace Mk2
Renault Espace Mk2

Также в модельном ряду появился бензиновый двигатель V6 с автоматической коробкой и новая полноприводная версия Espace Quadra для езды по легкому бездорожью. Второе поколение прочно закрепило минивэны на рынке, за пять лет продаж реализовав 316 518 экземпляров.

Espace с откидным верхом от Top Gear

У первого и второго поколения Espace было одно и то же шасси, которое, как оказалось, идеально подходило для создания лучшего в мире минивэна-кабриолета. Команда Top Gear, состоящая тогда из Джереми Кларксона, Джеймса Мэя и Ричарда Хаммонда, не могла пройти мимо такой возможности.

В одном из выпусков Top Gear они создали настоящий кабриолет из Espace, который легко разгонялся до 160 км/ч (не без помощи заднего пассажира, который держал на себе брезентовую крышу). Он даже прошел через современную автомойку и выехал оттуда в рабочем состоянии.

Espace с откидным верхом от Top Gear
Espace с откидным верхом от Top Gear

Renault Espace F1

На волне успеха второго поколения своего минивэна Renault и Matra в 1994 году решили создать самую безумную его версию из всех, что могли придумать – Espace F1. Этот концепт вышел в честь десятилетия модели и третьей годовщины Renault в качестве поставщика двигателей для Формулы-1. Задумка была простой, как и все гениальное: поместить V10 от болида F1 в центр минивэна.

Этот желтый дикий зверь не очень похож на обычный Espace второго поколения. Шасси в этот раз сделали из углеродного волокна, но некоторые детали кузова от оригинала удалось сохранить: стекла, крыша, капот и дверца багажника.

Сам кузов стал больше, так как инженерам нужно было вместить 3,5-литровый 40-клапанный двигатель V10 от Williams-Renault FW15C 1993 года. В итоге новый Espace стал выглядеть так, будто его покусали пчелы.

Установленный в центре салона двигатель должен был хорошо охлаждаться, поэтому по всему кузову стояли дополнительные решетки и воздуховоды. А на крыше поставили огромное углеволоконное антикрыло для создания дополнительной прижимной силы Espace.

Renault Espace F1
Renault Espace F1

Каких характеристик в итоге удалось добиться? Автомобиль весил 1300 кг с установленным V10, мощность которого была увеличена с 700 до 820 л.с. Благодаря этому Espace F1 мог разгоняться до 100 км/ч всего 2,8 секунды. А углеродно-керамические тормоза могли полностью остановить его со скорости 270 км/ч за 600 метров.

Но самым большим преимуществом этого автомобиля было то, что вы могли наслаждаться всей этой мощностью не в одиночку, а вместе с тремя пассажирами. Внутри были установлены четыре гоночных сиденья с углеродными спинками, и задние стояли аккурат над огромным двигателем. Водителю предоставлялся до смешного большой руль с двумя небольшими желтыми копками по бокам для переключения шестиступенчатой полуавтоматической коробки передач.

Естественно, что Espace F1 был лишь одноразовым концептом, который никогда и не планировалось выводить в массовое производство.

Поколение III (1996-2002)

Каждый ребенок, взрослевший на рубеже веков, которому повезло ездить в школу на Espace третьего поколения скажет, что это была не машина, а футуристичная космическая капсула.

В центре приборной панели находился цифровой дисплей, который легко просматривался со всех сидений. В спинках передних кресел были установлены столики, поэтому дети никогда не беспокоили родителей во время поездки – им всегда было чем заняться.

Renault Espace Mk3
Renault Espace Mk3

Дизайн экстерьера третьего Espace тоже преобразился. Чего стоят только вентиляционные отверстия на боковых зеркалах, делающие его даже немного спортивным. Этот автомобиль не пытался изменить формулу своих предшественников, но хотел максимально улучшить ее. Самым большим нововведением стала версия Grand Espace с увеличенной колесной базой. Видимо, она предназначалась для тех, чьи дети уже выросли из Espace первого поколения, и теперь им нужно было больше места для ног.

Sbarro Espace Spider

В 1998 году компании, которая занимается организацией гонки 24 часа Ле-Мана, понадобилась машина, которая могла бы быстро возить сразу всех высокопоставленных гостей по трассе. По каким-то странным и непонятным причинам они пришли к выводу, что лучший способ решить эту задачу – снести крышу Espace.

Сказано – сделано. За работу взялась фирма Sbarro (нет, не пиццерия), занимающаяся тюнингом автомобилей. И вместо обычного кабриолета умельцы решили сделать из Espace настоящий четырехдверный спайдер с тремя рядами сидений, расположенных в конфигурации 2+1+2.

Sbarro Espace Spider
Sbarro Espace Spider

Лобовое стекло убрали, под капот поставили двигатель V6 от Renault мощностью 194 л.с., а сзади установили огромную выхлопную трубу. Возможно, он не был самым быстрым на трассе, но вызывал удивление и обращал на себя внимание всех зрителей, пока проезжал круг.

К сожалению, Renault не осмелилась пустить Espace Spider в производство.

Поколение IV (2002-2014)

Четвертое поколение Espace вышло в куда более суровых условиях, чем предыдущие. Времена изменились, и в двухтысячных потребители попробовали вкус нового семейного автомобиля, который понравился им больше минивэнов – кроссовера.

Renault Espace Mk4
Renault Espace Mk4

MPV стали быстро терять популярность, так как люди повально пересаживались на внедорожники. Так как новый Espace на 90% состоял из перерабатываемых материалов, его было выгоднее и проще утилизировать, чем продать. Как давно вы видели четвертый Espace на дорогах? Третий распространен повсеместно, но четвертый? Renault прекрасно видела проблему и быстро сократила производство вдвое. Но даже это не помешало компании выпустить пятое поколение. Возможно, выпускать все-таки стоило пятиместный Spider с двигателем от Формулы-1 – у него точно было бы больше шансов на успех.

Поколение V (2015-2022)

Этот автомобиль не был похож на стандартный плоский минивэн. Все из-за того, что Renault приняла во внимание убывающую популярность MPV и решила сделать новый Espace чуть более «кроссоверным».

Renault Espace Mk5
Renault Espace Mk5

Что ж, его внешность действительно выглядит свежо, и создан он на новой совместной платформе Renault-Nissan с другим двигателем, подвеской и дизайном интерьера. Это решение действительно помогло ему просуществовать в условиях жесткой конкуренции со стороны кроссоверов, однако это не могло длиться вечно. В этом году Renault все-таки сдалась и решила закончить производство первого в мире минивэна спустя 38 лет.

Смотрите также:
Модели автомобилей: