Обзор Alpine A110

Обзор Alpine A110

Кто бы мог подумать, что лучший спорткар в мире сделает… Renault. На самом деле кто угодно, потому что однажды компания уже создавала точно такой же успешный спорткар с точно таким же названием. С одной лишь разницей – в шестидесятых это была совместная разработка Renault и Alpine. Сегодня же одна компания является частью другой, поэтому за разработку нового A110 целиком и полностью ответственна Renault.

В том, что компания решила возродить бренд Alpine, есть что-то эпическое. Производитель спортивных автомобилей, который уже более 20 лет не делал не то что спортивных, вообще никаких машин, вдруг появляется на рынке. Ну появился и появился, скажете вы. Но ведь марка не просто вернулась. Она будто окунулась в яму Лазаря, которая вдохнула в нее новые силы. Теперь, полная мощи и решимости, Alpine возродилась и сразу нацелилась соперничать не с кем-нибудь, а с Porsche 718 Cayman – настоящим эталоном спортивных авто. Амбициозно, не правда ли?

Что же из этого получилось? Узнаете прямо сейчас в обзоре Alpine A110. Поехали.

Alpine A110
Alpine A110

Введение

О возрождении бренда Alpine впервые стало известно еще в 2012 году. Ни о каком новом авто тогда ни шло и речи, и никто не мог предположить, как может выглядеть новое творение забытого бренда. Первый концепт Alpine Vision был показан лишь в 2016-ом на автосалоне в Монако, и выглядел он практически идентично тому, что вы видите сейчас на фото.

Но сравнивать новый A110 нужно не с его концептом, а с одним из самых красивых и успешных спорткаров всех времен, его прямым предком – Alpine A110 Berlinette 1969 года. Разработал его без преувеличения великий дизайнер Джованни Микелотти, ответственный за многие модели Ferrari, Maserati, Aston Martin, Volvo, Alfa Romeo и многих других. А его язык дизайна, придуманный для BMW 2002, по сей день является основополагающим всех моделей компании. В общем, дизайнер был великолепный, и не удивительно, что его A110 стал одной из икон стиля спортивных авто того времени.

Этот автомобиль был очень точной реализацией видения Жана Ределя – основателя Alpine. Он хотел создать легкий, компактный и очень маневренный спортивный автомобиль, который станет не только лучше всех, что были до него, но и многих, что будут после. И A110 действительно стал таковым, подарив спортивной команде Renault-Alpine признание и славу по всему миру. Выигранный чемпионат производителей по ралли 1973 года подтверждает, что признание было заслуженным.

Обзор Alpine A110
Обзор Alpine A110

Сегодня Alpine надеется, что новый A110 сможет стать лучшим в своем сегменте именно благодаря тому, что он легкий, компактный и очень маневренный. Этот автомобиль начал разрабатываться еще в 2012 году сразу после возрождения бренда в рамках альянса с британской компанией Caterham Cars. Однако этому альянсу не суждено было просуществовать слишком долго, и в 2014-ом он распался. Бросать дело на полпути было нельзя, поэтому Renault пришлось взять разработку и финансирование полностью на себя. По сути французы начали самостоятельно запускать новый бренд спортивных автомобилей с нуля, очень рискуя, что дело обернется полным провалом.

Пока ничто не намекает на провал, скорее даже наоборот. Новый A110 раскупили очень быстро, а у руководства Alpine уже выстроены весьма амбициозные планы на целое семейство собственных моделей. Но это будет возможно только в том случае, если спорткар обойдет таких именитых соперников, как Porsche 718 Cayman, Lotus Elise, Alfa Romeo 4C, BMW M2 и Audi TT RS.

Пора наконец узнать, есть ли у него шансы на это.

Дизайн

Вы можете это оспорить, но Alpine A110 – самый красивый спорткар на рынке. Его дизайн в стиле ретро отдает дань уважения предшественнику из шестидесятых годов. Причем делает это качественно, а не так недоработанно, как последний Fiat 124 Spider.

Кроме того, что старая и новая модели очень похожи визуально, они обе очень легкие. Благодаря облегченному кузову A110, снаряженная масса снизилась до 1103 кг. Полностью загруженная различным оборудованием и дополнениями версия Premiere Edition весит всего 1125 кг.

Фары Alpine A110
Фары Alpine A110

Помимо легкого кузова, в Alpine A110 присутствует полностью алюминиевый монокок, позволяющий обеспечить идеальный баланс между жесткостью, массой и надежностью. По крайней мере так говорят инженеры компании. Модель была разработана полностью с нуля. Создатели ориентировались на компактность, подходящую для дорожного использования. Но при этом старались снизить центр тяжести и ось крена, добавив среднее расположение двигателя, чтобы сделать все по стандартам спортивных авто.

Созданный по канонам оригинального Alpine A110, этот автомобиль получился очень низким и узким. Благодаря этому ему не нужны жесткие пружины и широкие шины, отвечающие за динамику многих его конкурентов. В теории это должно позволить ему ездить более мягко и уверенно, не теряя при этом маневренность и сцепление с трассой. Также это должно делать его управление более прогрессивным и с лучшей обратной связью, чем у тех самых соперников. К этому вопросу вернемся чуть позже.

Дизайн Alpine A110
Дизайн Alpine A110

Подвеска выполнена в форме двойных поперечных рычагов по периметру. Их интеграция в A110 тоже является частью канона и особенной динамической философии, выделяющей бренд на фоне остальных. Чем же так хороши двойные поперечные рычаги? С их помощью подвеска может должным образом контролировать развал под нагрузкой и шины во время поворотов. Обычной амортизационной стойке MacPherson, устанавливаемой в том же Porsche 718 Cayman, такое не под силу. Возможно, из-за этой подвески Alpine A110 больше кренится в поворотах, чем обычные спортивные авто, но это нивелируется его низкой посадкой и хорошим сцеплением. Также рычаги позволяют обойтись без тяжелых и твердых стабилизаторов поперечной устойчивости, которые могут значительно влиять на качество езды в худшую сторону.

Самое большое отличие нового A110 от Berlinette 1969 года – это компоновка двигателя. Здесь находится поперечно установленный перед задней осью 1,8-литровый четырехцилиндровый мотор с турбонаддувом. У предшественника двигатель располагался продольно и за задней осью. Этот новый мотор способен развивать мощность 248 л.с. при 6000 об/мин и крутящий момент 320 Нм при 2000 об/мин. Вся энергия подается на задние колеса с помощью семиступенчатой коробки передач Getrag с двойным сцеплением.

Колеса Alpine A110
Колеса Alpine A110

Пусть от двигателя и коробки очень сильно пахнет Renault, на самом деле в A110 они очень сильно отличаются от тех, что используются в любой модели компании. Например, в двигателе есть собственные системы впуска и выпуска и даже личный блок управления, а в трансмиссии применяется мокрая муфта и индивидуально настроенные передаточные числа.

Топливный бак на 45 литров стоит сразу за линией переднего моста для лучшего распределения веса между передней и задней частью – 44/56. На самом деле 43/57, как выяснилось в ходе замеров, но вряд ли это играет большую роль.

A110
A110

Интерьер

Оригинальный A110, не Berlinette, а самый первый 1965 года, предлагался не только в стандартной форме, но и в версии GT4 с компоновкой кресел 2+2. Новый Alpine, как и Berlinette является строго двухместным без каких-либо дополнительных ухищрений.

По заветам спортивных авто двери максимально широкие, а внутри все довольно компактно, и между сиденьями очень маленькое расстояние. Все вокруг говорит о том, что вы сидите внутри быстрого, почти гоночного болида. Функциональность салона тоже подтверждает это.

Ковшеобразные спортивные сиденья с подкладкой и фиксированным углом наклона достаточно удобны, чтобы не доставлять дискомфорт даже в дальних путешествиях. Обивка из кожи и алькантары с синей прострочкой распространяется не только на сами сиденья, но и почти на все части салона.

Интерьер A110
Интерьер A110

Сиденья представляют собой спортивные ковши с большой подкладкой и фиксированным углом наклона спинки, и они достаточно удобны, чтобы не мешать созерцанию долгого путешествия. Они также являются одним из основных материалов салона, обитые кожей и алькантарой и украшенные синей прострочкой.

В качестве материалов A110 сомневаться не приходится, но, если сравнивать его с TT RS или 718 Cayman, то более дорогие немецкие авто, естественно выиграют. Но это не кажется минусом, потому что быть легким, простым и доступным – главная идея Alpine A110. Нельзя ругать его за то, что он таковым и является.

Сиденья A110
Сиденья A110

Безусловно, есть некоторые места в салоне, созданные по принципу «Renault слепила из того, что было и благополучно позабыла». Засунув руку в огромный ящик своих запчастей, компания принялась латать некоторые дыры A110. Рулевая колонка (включая уродливый переключатель в ней), тумблер регулирования круиз-контроля, такой же переключатель ограничителя скорости. Все это явно взято из Renault Zoe, что немного нарушает индивидуальность салона Alpine A110, но все же не критично.

Место водителя Alpine A110
Место водителя Alpine A110

На контрасте с этими элементами в интерьере A110 есть и другие, где Alpine постаралась сделать тактильные ощущения максимально приятными. И по большей части это именно те места, которые нужны. Подрулевые леспестки переключения передач сделаны из алюминия, очень приятны на ощупь и расположены там, где должны быть – ближе к естественному положению ваших рук, примерно на 2:45 по циферблату часов. И это намного удобнее, чем в некоторых моделях Renault Sport.

Начинаешь понимать, насколько современные автомобили зависят от цифровых технологий, когда встречаешь в них уже не один, а сразу два дисплея. Первый для панели приборов с диагональю 10,0 дюйма, а второй по центру для навигации и других опций на 7,0 дюйма.

Панель Alpine A110
Панель Alpine A110

Хорошо, что Alpine не взяла от Renault ужасно неудобную портретно ориентированную мультимедийную систему R-Link II, которую не критиковал только ленивый и за внешний вид, и за функциональность, и за удобство.

Вместо этой неудачи в A110 установлена простенькая система, которая предлагает довольно сносную навигацию, подключение смартфонов Bosch MySpin, поддерживающее iOS и Android, а также несколько примитивных, но интересных опций, как, например, замеры времени круга или полная информация о текущей производительности.

Информационно-развлекательная система Alpine A110
Информационно-развлекательная система Alpine A110

Система действительно очень простая, с не самой лучшей графикой, но она довольно отзывчивая, и экран быстро реагирует на все нажатия. Стереосистема Focal с четырьмя динамиками работает так же хорошо, но вряд ли ее можно назвать особо выдающейся.

Стереосистема Focal с четырьмя динамиками
Стереосистема Focal с четырьмя динамиками

Большая металлическая дверная ручка и еще одна ручка на двери с кожаной отделкой ощущаются приятными. Контактировать с ними вам придется часто, поэтому это важно. Водительская позиция в целом удобная и приятная. Вы сидите низко, и все элементы управления расположены достаточно близко, чтобы к ним не нужно было тянуться. Несмотря на общую компактность, места для ног и головы достаточно. Поэтому, даже если вы высокий водитель в шлеме, у вас не будет проблем с тем, чтобы здесь комфортно разместиться.

Отделка двери Alpine A110
Отделка двери Alpine A110

Количество мест для хранения вещей разочаровывает, но это и не та машина, в которой вы распихиваете все свои вещи и умудряетесь поставить огромный стакан с кофе по дороге на работу. Это компактный спортивный автомобиль, здесь не должно быть ничего лишнего, и спорить с этим сложно.

Вы также вряд ли будете оспаривать и другие решения, касающиеся свободного пространства, например, загрузочного. Учитывая то, что этот автомобиль почти на 20 см короче Cayman, наличие в нем сразу двух довольно приличных багажников спереди и сзади – это признак огромной практичности. По заявлениям Alpine, в переднюю часть можно легко вместить два небольших чемодана (на самом деле, скорее портфеля, и очень маленьких). Вам придется вспомнить все свои навыки игры в Tetris, чтобы упаковать набор вещей на двоих на выходные, но вы все же можете сделать это.

Производительность

Как вы уже знаете, в новом Alpine A110 установлен 1,8-литровый четырехцилиндровый двигатель, который не похож на большинство моторов компактных спортивных авто. У него нет рабочего диапазона оборотов и линейной реакции, как у плоской четверки Porsche. Нет в нем и того шикарного нагнетающего саундтрека, как у прямой четверки Lotus с наддувом или некоторых BMW и даже Audi. Но у него есть жесткий индивидуальный и очень выразительный характер.

Как вы помните, автомобиль очень легкий, поэтому двигатель обеспечивает отличную производительность, которая может тягаться со многими более дорогими и мощными конкурентами. Он действительно сильнее, чем можно себе представить. Ближе всего этот мотор к четырехцилиндровому двигателю с турбонаддувом, которым оснащен Alfa Romeo 4C. Он даже звучит с похожим свистом.

Alpine A110
Alpine A110

Вы почувствуете, что 320 Нм крутящего момента – это очень много, когда двигатель быстро среагирует даже на самое легкое нажатие педали примерно с 2000 об/мин. Отсюда и вплоть до красной линии в 7000 оборотов двигатель начнет очень быстро раскручиваться, совсем не теряя в гибкости, как это обычно бывает с моторами, передающими максимальную мощность уже с 1000 об/мин.

В его «голосе» прослеживаются слегка хрипящие и звенящие металлические нотки, что определенно не является лучшим звуком для ушей. Однако в совокупности с шипением турбонаддува звучит он довольно энергично, весело и приятно.

Alpine заявляет, что для разгона до 100 км/ч с места A110 потребуется всего 4,5 секунды. На деле в сухую погоду по трассе автомобиль разогнался до сотни за 4,7 секунды. Возможно, замеры Alpine действительно точны, потому что трансмиссия A110 иногда почему-то долго зависает на первой передаче во время автоматического переключения. Если включить ручной режим, машина действительно становится быстрее.

Обзор Alpine A110
Обзор Alpine A110

До 160 км/ч спорткар разгоняется за 10,8 секунды, а разгон 50-100 км/ч на четвертой передаче занимает 6,0 секунды. Что все это значит? Что в двух случаях из трех, в частности при ускорении на передаче, которое наиболее важно при реальном вождении, Alpine A110 быстрее, чем Porsche 718 Cayman S с ручной коробкой.

Хотелось бы, чтобы у француза была такая же приятная механическая коробка вместо подрулевых переключателей. Хоть они и достаточно удобны, и зачастую передаточные числа просто идеальные, но временами они очень медленные. Вероятно, в шестиступенчатой механике были бы совсем другие передаточные числа, и это бы пошло A110 на пользу.

Управление

Даже если вы уже поняли, что именно отличает новый A110 от его прямого предка, созданного Микелотти (переход от заднего к среднему расположению двигателя), ваше мнение может немного измениться в процессе привыкания к ходовым качествам этого автомобиля как по трассе, так и по бездорожью.

Все из-за того, что в рессоре заднего моста A110 присутствует необычная мягкость, играющая решающую роль в поворотах, сцеплении и общем поведении машины на дороге. Это не характерно для спортивного автомобиля, но характерно для Alpine A110, которой такое свойство придает ее особый динамичный характер.

Если бы вы не знали наверняка, вы были бы на 100% уверены, что двигатель расположен так же сзади, как и у старой модели. Ведь это единственное, что могло бы объяснить такое поведение автомобиля. Кажется, что он входит в резкие крутые повороты не как типичный спорткар, а как какой-нибудь багги, наподобие Ariel Nomad. Он уверенно опирается на свои колеса с такой же уверенностью, балансировкой и элегантностью, как у фигуриста на коньках. При этом он одинаково хорошо управляет как задней, так и передней осью.

Управление Alpine A110
Управление Alpine A110

Честно говоря, этот A110 намного мягче и плавнее, чем ожидаешь от него с первого взгляда. Alpine обещала сделать автомобиль с достаточно низким центром тяжести, который не будет нуждаться в жестких пружинах и больших шинах для лучшего сцепления и управляемости. Что ж, она выполнила свое обещание на все 100%.

Автомобиль кажется очень резвым и маневренным на крутых поворотах и на большой скорости в принципе. Но это не мешает ему быть достаточно гибким и спокойным на дорожных неровностях и в целом на низких городских скоростях.

Управление амортизаторами в A110 не такое точное и сложное, как в Cayman, у которого есть адаптивное демпфирование. И контроль кузова тоже далеко не такой сильный. Однако и тот, и другой автомобиль имеют одинаково великолепное сцепление, оба уверенно ведут себя на любой дороге. Разница лишь в том, что Alpine достигает всего этого проще и быстрее для самого водителя. Поэтому неудивительно, что от такой машины хочется взять как можно больше.

И A110 готов дать вам больше, особенно на сухой трассе, когда уровень сцепления с дорогой очень высок, а контроль кузова великолепен настолько, что вы можете ездить в темпе настоящих спортивных автомобилей столько, сколько захотите, на любых участках трассы. Но когда вы поймете, в чем ваш автомобиль действительно хорош, темп езды будет последним, что вас заинтересует.

Выберите трековый режим вождения, отключите ESP и сможете в полной мере насладиться тем, что заслуженно можно назвать самым приятным, мягким и невероятно иммерсивным шасси на рынке спортивных авто за последние лет тридцать, не меньше.

То, как великолепно этот автомобиль справляется с заносом, сложно описать. Он остается полностью под вашим контролем, максимально управляемым, но при этом с очень большой поворачиваемостью. Это сложно передать, но это очень впечатляет. В отличие от многих машин, использующих среднее расположение двигателя, A110 отлично располагается в повороте, занимая почти всю доступную площадь, а затем следует на выход строго под тем углом, под которым вы его удерживаете. В этот момент кажется, что дрифт – это единственное, для чего был создан этот автомобиль. Это его естественная среда обитания.

Alpine A110
Alpine A110

Электромеханический усилитель руля – это очень смелое решение, за которое Alpine можно похвалить. Или отругать. На самом деле решение довольно спорное. В то время, как конкуренты заставляют стойки работать самостоятельно без посторонней помощи, рулевое колесо A110 иногда кажется слишком легким и не обеспечивает той обратной связи, которую вы хотели бы получать от руля спортивного автомобиля. Это ощущение пропадает во время набора высокой скорости, но это не самое лучшее утешение.

Сложно оценивать усилитель мощности такого маленького рулевого колеса, в котором чуть более двух оборотов от упора до упора. Если оценивать его на той передаче, на которой Alpine хотела бы, чтобы вы его использовали, то все отлично. Но стоит вам сбросить скорость, и руль снова становится слишком легким. Является ли это серьезным замечанием? Нет, но и не сказать об этом тоже нельзя.

Кроме некоторых моментов перехода на более высокую передачу, когда автомобиль слишком резко начинает ускоряться, его манера управления великолепна. Рулевое управление достаточно быстрое, адекватно взвешенное, точное и позволяющее справляться со многими неровностями поворотов, если вам это нужно. И, немного привыкнув к нему, вы, скорее всего, скажете, что предпочли бы электромеханический усилитель обычной стойке от какого-нибудь 4C.

Расходы

Ограниченная версия Alpine A110 Premiere Edition, тестируемая на этом обзоре, стоит 61 000 евро. Если быть точнее – 61 090, что всего на 60 евро дешевле, чем Porsche 718 Cayman S.

За эту сумму вы получите дополнительные опции, такие как 18-дюймовые литые диски Otto Fuchs в шинах Michelin Pilot Sport 4, задние парковочные датчики, звуковую систему Focal, легкие ковшеобразные сиденья Sabelt и информационно-развлекательную систему с сенсорным экраном диагональю 7,0 дюйма. Последняя включает в себя спутниковую навигацию и соединение через Bluetooth.

Premiere Edition была выпущена тиражом в 1955 экземпляров, каждый из которых уже продан, так что если вы хотите получить что такое же эксклюзивное, вам придется дождаться версий Pure и Legende, которые будут стоить чуть дешевле. Но спрос на них ожидается такой же высокий, поэтому медлить не стоит.

Тест-драйв Alpine A110
Тест-драйв Alpine A110

Расход топлива A110 будет меняться в зависимости от того, как им управлять. Если вы увлеченный водитель, проводящий много времени на гоночной трассе, ожидайте расход около 13 литров на 100 км. В обычных туристических поездках по автомагистрали – порядка 5 литров. Средний расход топлива тестируемого здесь образца составил 8,1 л/100 км. С учетом 45-литрового бака, вы вполне можете рассчитывать на поездку длиной примерно в 450 км без дозаправки, если вы ездите достаточно спокойно и аккуратно. Но такая манера вождения точно не для A110.

В плане амортизации у экспертов насчет Alpine очень хорошие прогнозы. Ожидается, что автомобиль сохранит более половины своей стоимости за три года и около 58 000 км пробега. Если брать конкретные числа, то прогноз составляет 55%. У Cayman S – 60%.

Итоги

Каждую отдельно взятую область A110 от великолепного крутящего момента двигателя с турбонаддувом до грациозной, уравновешенной и захватывающей управляемости можно охарактеризовать одним словом на букву «Ф» – филигранно.

Это неутомимый спорткар, который готов зарядить вас бодростью и весельем в любое время, на любой дороге и какими угодно способами. Он способен оживить даже самую скучную поездку, показаться захватывающим даже там, где не может ни один соперник. Он будет удивлять вас постоянно, и вам это не надоест. Чем больше и тщательнее вы будете исследовать его способности, тем сильнее он будет радовать вас и удивлять чем-то новым. И тем сильнее вы начнете к нему привязываться.

Разберите этот спорткар по винтикам, и вас снова ждет удивление. В нем нет практически ни одного механического компонента, которые можно было бы назвать уникальным или хотя бы объективно более эффективными, чем у какого-либо из его конкурентов.

Но соберите эти винтики снова вместе и почувствуете, что A110 – намного, нет НАМНОГО более способный спорткар, чем можно было бы предположить, глядя лишь на список его характеристик.

В современном мире не часто встретишь машину, которая заинтересована в том, чтобы водитель был постоянно заинтересован в ней. Еще реже такие авто являются достаточно мощными, даже если речь идет о спорткарах.

Alpine A110 – мощный, быстрый, маневренный, захватывающий, очень красивый, удобный и, что не менее важно, дешевый в сравнении со многими спортивными авто на рынке. Если он не заслуживает оценки 5/5, то никто не заслуживает.

Плюсы:

  • Отлично воссозданный ретро-дизайн
  • Одинаково острые ощущения как на трассе, так и на обычной дороге
  • Не уступает более мощным и дорогим конкурентам
  • Лучшее шасси в классе
  • Подлинный спортивный характер

Минусы:

  • Рулевое управление не такое великолепное, как шасси
  • Детали салона, взятые из Renault Zoe, не есть хорошо
Смотрите также:
Модели автомобилей: